Агентство политических и экономических коммуникаций опубликовало аналитический доклад «Продовольственная безопасность России: вызовы, возможности, ограничения»
Агентство политических и экономических коммуникаций представило аналитический доклад «Продовольственная безопасность России: вызовы, возможности, ограничения».
В представленном докладе авторы рассмотрели рост цен на топливо, запрет импорта и начало стабилизации рынка.
Главным вызовом для российского сельского хозяйства летом 2023 года стал резкий рост цен на топливо и его дефицит — на фоне уборочной кампании и накануне старта осенней посевной. Как заявили в Минсельхозе в начале сентября, существуют серьезные риски срыва полевых работ из-за нехватки топлива. Было принято решение о том, что аграрии будут получать топливо в приоритетном порядке. Но проблема с ростом цен и с перебоями в поставках, как отмечает глава Министерства энергетики Н. Шульгинов, связана с намеренными действиями нефтяных компаний, стремящихся создать дефицит.
В южных регионах рост цен на топливо достигал 50% — и его было просто недостаточно для проведения плановых работ. На фоне роста цен на дизельное топливо Ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов (АККОР) направляла письма в прокуратуру и ФАС, а затем поставила вопрос также об отмене акцизного сбора на топливо и экспортных пошлин на зерно, о фиксации цен на удобрения и субсидировании закупок сельхозтехники. Снижение доходов аграриев не позволяет осуществлять инвестиции в развитие производства и технологий и приводит к сокращению количества используемых удобрений. Создавалась угроза падения урожая и роста цен для потребителей — несмотря на то, что в последние годы сложился тренд на снижение цен на зерновые на внутреннем рынке. Многие из требований не связаны непосредственно с топливным кризисом, а выдвигались ассоциацией аграриев и раньше, но с увеличением производственных затрат ситуация стала критической. В сложившихся условиях повысилась вероятность роста протестной активности работников сельского хозяйства. Это уже происходит повсеместно в европейских странах, но в каждом случае имеет свою специфику.
Исходя из сложившейся ситуации, министр сельского хозяйства Д. Патрушев выступил инициатором прекращения экспорта ГСМ. В соответствии с решением правительства экспорт бензина и дизельного топлива с 21 сентября запрещен. Как заявил первый заместитель министра энергетики П. Сорокин, запрет будет действовать бессрочно — до стабилизации ситуации на внутреннем рынке. В результате снижение цен на ГСМ стало заметным уже в конце сентября.
С полной версией доклада можно ознакомиться на сайте Региональные комментарии.