НовостиПолезные статьи

Агентство политических и экономических коммуникаций представило новый аналитический доклад «Новая региональная политика на фоне спецоперации: мобилизационная повестка и контуры социальной стабильности. Новые акценты-2023: прогноз АПЭК»

20 декабря АПЭК представило аналитический доклад «Новая региональная политика на фоне спецоперации: мобилизационная повестка и контуры социальной стабильности. Новые акценты-2023: прогноз АПЭК».

Авторы доклада отмечают, что российская военная спецоперация на Украине в контексте региональной политики не только способствовала развитию ряда трендов, заданных в период пандемии (например, задав дополнительный уровень ответственности для губернаторов и усилив запрос на их публичность и развитие каналов обратной связи с гражданами), но и поставила перед властями субъектов новые задачи в сфере экономики (реагирование на санкционные вызовы и поддержка предприятий, ориентированных на снабжение российской группировки в зоне проведения СВО) и безопасности (причем эти задачи актуальны не только для новых или приграничных территорий, но и для более широкого круга регионов, например, с учетом необходимости защиты транспортных узлов и индустриальных центров от рисков в этой сфере).

Анализ региональной политики в период с конца февраля по ноябрь 2022 года позволяет выделить несколько значимых трендов, прямо или косвенно связанных с проведением российской военной спецоперации.

Усилится тренд на подготовку для работы в регионах «технократов 3.0» — ориентированных не просто на выход на новые экономические показатели и привлечение инвесторов в соответствующие субъекты (как «технократы первой волны» в 2017-2018 годах) или более интенсивную работу с медиа-повесткой (как многие деятели этого типа, пришедшие в губернаторский корпус в 2019-2022 годах), но также на регулярное прямое взаимодействие с активными гражданами и локальными сообществами на местах и оперативное решение мобилизационных экономических задач в условиях ограниченных финансовых возможностей (отмерим опыт Алексея Текслера в Челябинской и Андрея Никитина в Новгородской области). Это может стать фактором расширения представительства в губернаторском корпусе в 2023-2026 годах как деятелей с опытом работы главами муниципальных образований, эффективно справившихся с задачами по нейтрализации протестных настроений, так и управленцев с опытом непосредственного руководства крупными промышленными предприятиями. Чиновники, ранее привлеченные для работы в ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областях, также могут получить определенные карьерные преимущества, но стоит учитывать, что специфика работы в этих субъектах (большая роль военных при решении управленческих задач, минимум уличной протестной активности) потребует от таких управленцев применения иных подходов при назначениях в регионы за пределами зоны проведения СВО.

Особое значение работы по нейтрализации протестных настроений на фоне СВО и в условиях подготовки к президентским выборам-2024 мотивирует Кремль выстраивать дополнительные контуры обеспечения социальной стабильности в регионах для нейтрализации последствий возможных недоработок губернаторов в данной сфере. Такой курс предполагает развитие каналов обратной связи для выхода на федеральный уровень не только обычных граждан (родственников мобилизованных, возможно, инициативных групп жителей ключевых индустриальных центров), но также представителей регионального бизнеса (прежде всего связанного с обеспечением российской военной группировки в зоне проведения СВО). Такие каналы будут развиваться на базе «Единой России» (в том числе с учетом широкой сети первичных отделений и общественных приемных партии) и ОНФ. Возможно, появятся дополнительные механизмы взаимодействия между федеральными ведомствами и региональной общественностью, усилится региональный и социальный компонент в рамках программы Петербургского и Восточного экономических форумов в 2023 году (подобные тренды уже обозначились, скажем, в рамках ПМЭФ-2022).

В условиях спецоперации также актуализируются вопросы поддержки региональных учреждений здравоохранения (в том числе, с учетом подготовки к реабилитации раненых военнослужащих, а также задействования части медицинских кадров  в зоне проведения СВО). Кроме того, с учетом призыва в рамках частичной мобилизации заметного числа граждан именно из малых и индустриальных городов, работа Центра с обращениями родственников мобилизованных может привести к актуализации и данного круга тем в федеральной повестке, тем самым, усиливая значение муниципальной проблематики при оценке Кремлем работы губернаторов и, возможно, повышая внимание в общенациональном медиа-пространстве к муниципальным избирательным кампаниям 2023 года.