НовостиПолезные статьи

АПЭК подготовило аналитический доклад с уточненным прогнозом о партийном составе

За три недели до начала голосования в электоральной повестке обозначились относительно новые темы и тренды, которые способны определенно оказать влияние на специфику мобилизации в наиболее чувствительной точке кампании, подчеркивают специалисты Агентства политических и экономических коммуникаций в своем докладе.

Август отмечен более активным вовлечением в ход кампании президента. Его выступление на 20 съезде «ЕР» наблюдателями интерпретируется, как стремление укрепить электоральные позиции партии.

Значительно больше внимания власть и политические игроки уделяют явке избирателей. При этом на более ранних фазах кампании явка не занимала центрального места — в отличие, например, от кампании по продвижению голосования по поправкам к Конституции в прошлом году; не проводилось явных взаимосвязей между предполагаемыми показателями политического участия граждан и легитимностью процедуры. Изменение тренда в пользу увеличения показателей политического участия мы связываем со следующими факторами:

  • Уточнение позиции Администрации президента, вновь заявляющей в диалоге с участниками политического процесса, что относительно высокая явка более предпочтительна с точки зрения обеспечения легитимности процедуры выборов. По имеющейся информации, применяется дифференцированный подход при установке целевых показателей по явке для разных регионов в зависимости от внутренней ситуации и организационных возможностей региональных администраций.
  • Интенсификация электоральной мобилизации всех политических партий, участвующих в кампании. Традиционно накануне выборов кандидаты и партии усиливают агитацию, даже если на ранних этапах избирательной кампании они практически не были заметны. В последний месяц, по данным социологических центров, возросла совокупная доля потенциальной поддержки непарламентских малых партий.
  • Корпоративная мобилизация осуществляется через крупные предприятия, которые предпринимают усилия по организации массового голосования своих сотрудников. В конце августа уже стала заметна подобная активность. Так, например, вопросы предвыборной мобилизации обсуждались на последней встрече полпреда в УрФО В. Якушева с гендиректором «Сургутнефтегаза» В. Богдановым. Особое значение корпоративная мобилизация имеет в моногородах или в крупных промышленных центрах, где общественно-политическая активность так или иначе сосредоточена вокруг главного предприятия – например, в Норильске, Нижнем Тагиле или Магнитогорске.
  • Повышение общей готовности граждан принять участие в выборах. ВЦИОМ прогнозирует явку в районе 45%. Последние замеры готовности принять участие в выборах относятся к началу августа. Тогда 51% избирателей декларировали намерение принять участие в голосовании, хотя понятно, что высказанное намерение не всегда соответствует реальному уровню политического участия. К концу августа положительную динамику в этом вопросе можно выявить, например, по тому, что при замерах рейтингов политических партий постепенно снижается доля тех, кто «не станет участвовать в выборах»: по данным ВЦИОМ, за август она сократилась с 10,5% до 9,5%. Повышению средних показателей явки также способствует тот факт, что параллельно с федеральной кампанией в этом году пройдет много выборов регионального уровня: 12 губернаторских (3 из них непрямые) и 39 заксобраний.
  • Активизация агитационной кампании в регионах. Помимо стандартных диспропорций в явке между территориями в зависимости от их исторической, политической, хозяйственной специфики более высокий уровень политического участия ожидается в регионах, где отмечается достаточно конкурентная ситуация на выборах. В основном такая интрига возможна при голосовании в одномандатных округах. С другой стороны, эти два фактора могут вступать в противоречие: например, в Москве, как правило, выше уровень конкуренции на выборах, но относительно невысокие показатели явки. В этом году конкурентная ситуация складывается в Хабаровском, Забайкальском, Красноярском краях, в Саратовской, Ярославской, Астраханской, Новосибирской областях, в Бурятии и некоторых других регионах.

С учетом роста прогнозируемых показателей явки и общей активизации хода избирательной кампании уточненный прогноз по результатам голосования для основных политических партий выглядит следующим образом.

Результаты голосования, уточненный прогноз на 30 августа:

• «Единая Россия» – 44-46%

• КПРФ – 17-19%

• ЛДПР – 10-12%

• «Справедливая Россия – Патриоты – За правду» – 8-10%

• «Новые люди» – 3-4%

• «Партия пенсионеров» – 3-4%

• «Яблоко» – 2-3%

• «Родина» – 2-3%

• «Коммунисты России» – 1-2%

Одномандатные округа:

• «Единая Россия» – 185-190

• КПРФ – 7-11

• «Справедливая Россия – Патриоты – За правду» – 6-9

• ЛДПР – 4-6

• Партия роста – 1-2

• «Яблоко» – 1-2

• «Родина» – 1

• «Гражданская платформа» – 1

• Самовыдвиженцы (включая лояльных интересам «Единой России») – 5-6

По сравнению с предыдущим августовским прогнозом можно отметить, во-первых, прогноз увеличения совокупной доли непарламентских партий: на получение федерального финансирования претендует в этой логике более широкий круг политических игроков, хотя прохождение какой-либо из малых партий 5-процентного барьера по-прежнему под большим вопросом. Во-вторых, прогнозируется увеличение показателей поддержки партий парламентской оппозиции, главным образом КПРФ и ЛДПР. Таким образом, предполагаемый рост уровня политического участия за счет названных факторов и, разумеется, трехдневного голосования работает в большей степени в интересах оппозиции и новых игроков.