День в истории: 9 сентября — Пятый спутник Юпитера и петля Нестерова | Журнал интересных вещей

День в истории: 9 сентября — Пятый спутник Юпитера и петля Нестерова

В этот день, 9 сентября, отмечают такие события.

День тестировщика 

День в истории: 9 сентября - Пятый спутник Юпитера и петля Нестерова

9 сентября — День тестировщика

 По легенде, 9 сентября 1947 года ученые Гарвардского университета, тестировавшие вычислительную машину Mark II Aiken Relay Calculator, нашли мотылька, застрявшего между контактами электромеханического реле, и Грейс Хоппер произнесла слово “bug“ (англ. “жук“), ставшее позднее термином, обозначающим компьютерную ошибку. Извлеченное насекомое было вклеено в технический дневник с сопроводительной надписью: “First actual case of bug being found“ (англ. “первый случай в практике, когда был обнаружен жучок“). Этот забавный факт положил начало использованию слова “баг“ в значении “ошибка“. Открытие пятого спутника Юпитера 

День в истории: 9 сентября - Пятый спутник Юпитера и петля Нестерова

Спутник Юпитера Амальтея

 В 1892 году американский астроном Эдвард Барнард открыл пятый спутник Юпитера – Амальтею. Она стала последним спутником, открытым в ходе визуальных наблюдений (а не методом фотографии), и первым спутником Юпитера, обнаруженным после открытия галилеевых спутников в 1610 году. Мертвая петля 

День в истории: 9 сентября - Пятый спутник Юпитера и петля Нестерова

Макет самолета Ньюпор, на котором Нестеров совершил «мертвую петлю»

 В 1913 году военный летчик Петр Нестеров  в Киеве над Сырецким полем впервые выполнил фигуру сложного пилотажа “мертвая петля“.  Свое название — “мертвая“ — получила из-за того, что некоторое время была рассчитана только теоретически на бумаге и практически не выполнялась. Заслуга Нестерова в том, что он начал использовать подъемную силу крыла для маневра и в горизонтальной, и в вертикальной плоскостях. Он так доверял своим расчетам, что перед выполнением “мертвой петли“ не пристегнулся ремнями к самолету. Расчёты оказались правильными, и в верхней точке петли он не выпал, как предостерегали некоторые, — центробежная сила прижимала летчика к сиденью. Первые попытки выполнить эту фигуру пилотажа осуществлялись на заре авиации на самолётах, которые не выдерживали возникающих при этом перегрузок и разрушались, пилоты обычно не выживали. Впервые в мире фигура была выполнена 27 августа (9 сентября) 1913 года в городе Киеве над Сырецким полем П.Н. Нестеровым[2] на самолёте Ньюпор-4 с двигателем «Гном» в 70 лошадиных сил[3]. Этим манёвром Нестеров положил начало высшему пилотажу.