Без рубрики

Как правильно установить электровентилятор системы охлаждения

Люди, передвигающиеся на внедорожниках не только по городу, прекрасно знают, что при преодолении водных преград, крыльчатка вентилятора охлаждения двигателя сильно разбрызгивает воду в подкапотном пространстве и может даже повредить радиатор охлаждения при заезде в воду, «притянув» его к себе потоком воды. Ситуация не касается некоторых автомобилей нового поколения, где подобные риски заботливо предусмотрены производителем: ярким примером является Форд Экоспорт. Кстати, вот он:

У любого джипера возникает желание иметь возможность отключить крыльчатку вентилятора при подъезде к броду. Кто-то для этого использует электромуфту от кондиционера. Однако многие просто снимают штатную крыльчатку обдува радиатора, которая обычно крепится к шкиву помпы охлаждения, и вместо нее ставят электровентилятор.

При установке электровентилятора охлаждения необходимо учитывать несколько факторов. Для начала, следует понимать, что двигатель внедорожника часто работает при повышенных нагрузках, что требует соответствующего охлаждения. А это значит, что электровентилятор должен обладать достаточной мощностью. Часто ставят два вентилятора для достаточного охлаждения мотора в сложных дорожных и внедорожных условиях.

Важно также понимать, в каком месте мы будем ставить электровентиляторы. Ведь их можно поставить как перед, так и за радиатором. У обоих вариантов есть свои плюсы и минусы. Расположение перед радиатором позволяет осуществлять более эффективное охлаждение, не создавая идеально герметичного кожуха вентилятора, ведь при таком раскладе вентилятор будет вдувать воздух непосредственно в соты радиатора, и практически весь поток будет принудительно проходить через радиатор. А вот расположение вентилятора за радиатором подразумевает наличие плотного кожуха, поскольку иначе воздух будет засасываться сбоку, практически не проходя сквозь радиатор. В этом случае, охлаждение будет крайне малоэффективным. Вентиляторы перед радиатором с одной стороны работают в холодном воздухе, а с другой стороны совершенно не защищены от грязи, летящей на них с дороги. И напротив, вентилятор за радиатором довольно хорошо защищен от грязи, но ему приходится работать в условиях повышенных температур подкапотного пространства, протягивая через себя уже нагретый радиатором воздух. Тут стоит указать на то, что при выборе электровентиляторов, необходимо обратить внимание на их конструкцию, поскольку часто они конструктивно рассчитаны на то чтобы стоять только перед радиатором, или только за радиатором – и в ином положении такие вентиляторы работать либо не смогут, либо быстро выйдут из строя. Никто не мешает вам поставить вентиляторы и перед радиатором и за ним.

Стоит также учесть, что электровентиляторы  будут потреблять электроэнергию, которая вырабатывается генератором. Соответственно, необходимо убедиться, что мощности генератора будет достаточно для питания вашей системы обдува радиатора. Если это не так, то стоит задуматься о замене генератора и внесении соответствующих изменений в систему электрооборудования.

Перейдем к электрике. Датчик включения электровентиляторов необходимо ставить на выходе охлаждающей жидкости из двигателя. В этом месте температура охлаждающей жидкости практически равна температуре самого двигателя – и датчик будет предельно точно включать и отключать вентиляторы. Для этого существуют соответствующие патрубки – как специально предназначенные для подобного тюнинга, так и штатно использующиеся во многих автомобилях. Поэтому подобрать соответствующие запчасти не составит труда. В салон рекомендуется вывести трехпозиционный тумблер, позволяющий принудительно включить вентиляторы, либо принудительно их выключить, либо включить автоматический режим с использованием датчика температуры. Выключенное положение необходимо для преодоления бродов, принудительное включение – на случай неполадок с датчиком температуры, а положение автоматической работы системы – для нормальной повседневной эксплуатации.

В автомобилях с инжекторными двигателями может оказаться так, что блок управления двигателем имеет штатную функцию управления вентилятором охлаждения – если это так, то вполне возможно использовать это. Однако, если вы не слишком сильны в программировании блоков управления двигателем и чип-тюнинге, то стоит обратиться к специалистам за помощью в подключении данной функции. В этом случае, дополнительного датчика для включения вентиляторов не потребуется.

Также при желании можно приобрести и использовать готовый блок управления электровентиляторами. В этом случае вы сможете в реальном времени менять требуемую рабочую температуру двигателя, включать электровентиляторы не на полную мощность и реализовать плавное включение вентиляторов. Однако, это уже скорее будет излишеством, чем необходимостью.

И напоследок, надежность системы зависит от ее простоты. Так, система с датчиком включения является самой надежной, особенно при условии, что реализована схема принудительного включения вентиляторов тумблером. Для повышения надежности рекомендую ставить два вентилятора вместо одного. Если один из них в пути выйдет из строя, вы не останетесь полностью без системы охлаждения, так как у вас останется второй рабочий вентилятор.